Отдрессировать собаку — значит сформировать ее поведение в нужном для
человека направлении, выработать навыки, необходимые для того или иного вида
службы собаки. Существуют различные методы дрессировки. Механический метод
основан на подкреплении условного раздражителя физическим или болевым
воздействием — рывком поводка, ударом хлыста, нажимом на круп собаки и т. д.
Механический метод — самый древний. Он применялся еще для укрощения диких зверей.
При механическом методе можно добиться безотказного выполнения некоторых
приемов, но применять его можно только к собакам, обладающим сильной нервной
системой.
Главный недостаток этого метода
состоит в том, что в результате применения неприятных для собаки раздражителей
разрушается привязанность и доверие к дрессировщику, теряется
заинтересованность в работе. Собака начинает работать по принуждению как
автомат, и все время стремится выйти из-под воздействия дрессировщика.
Пользуясь механическим методом, дрессировщик не должен допускать длительных
болевых воздействий.
В к у с о п о о щ р и т е л ь н ы
й метод основан на пищевом раздражителе. Этот метод применял известный
артист цирка В. Л. Дуров.
При помощи вкусопоощрительного метода
могут быть образованы многие навыки. При этом методе быстро
устанавливается контакт между дрессировщиком и собакой
и легко образуется необходимый условный рефлекс. Однако
метод не обеспечивает безотказности в работе и не эффективен при пониженной
возбудимости пищевого центра мозга собаки (сытая собака). При работе только
вкусопоощрителым методом большое значение имеет отбор способных для дрессировки
собак.
Вся школа В. Л. Дурова построена
на жестком отборе пригодных для конкретного номера способных животных,
на использовании их естественных
привычек. Из практики
дрессировки служебных собак известно, что одинаково способных ко всем приемам
общего курса дрессировки и спецслужбы не бывает. Да и далеко не все приемы,
особенно спецслужб, можно отдрессировать при помощи вкусопоощрительного метода.
Основным при дрессировке служебных
собак является контрастный метод. Сущность его состоит в сочетании
механического и поощрительного воздействия на собаку. Действуя механическими
раздражителями умеренной силы, собаку заставляют принять то или иное положение,
а лакомство используется в качестве поощрения для закрепления выполненного
действия. Контрастный метод объединяет в себе положительные стороны
механического и вкусопоощрительного. При этом методе сохраняется
заинтересованность собаки в работе, и контакт между дрессировщиком и собакой не
только сохраняется, но и становится более прочным, повышается безотказность
выполнения команд.
Используя контрастный метод
дрессировки, нужно избегать слишком частого чередования противоречивых
воздействий на собаку. Подкрепляя лакомством в начале дрессировки каждое
правильное выполнение приема, дрессировщик затем начинает
поощрять лакомством лишь наиболее чистое выполнение приема. Выборочность
положительных подкреплений, вероятность получить лакомство за хорошую работу
повышают заинтересованность собаки.
Одним из древнейших методов
дрессировки является подражательный. Он широко используется при
подготовке пастушьих, караульных собак везде, где молодая собака может
скопировать действия более опытной. Дикие животные приобретают многие сложные
условные рефлексы и формы поведения, копируя действия старших. В основе этого
метода лежит подражательный безусловный рефлекс. Дрессировщик должен
позаботиться о том, чтобы его питомец наблюдал лишь достойные подражания
примеры поведения собак. Крайне нежелательно, чтобы молодая собака, ожидая
своей очереди для прыжков через забор, видела упорное нежелание прыгать и
связанное с этим механическое воздействие на предыдущую собаку.
Дрессировать собаку необходимо
стадийно от простого переходя к более сложному, наращивая требования и
усложняя прием. Сначала прием выполняется в уединенном месте лишь вчерне. Любой
правильный ответ собаки на команду подкрепляют лакомством, лаской. Ошибочные
действия не подкрепляют. В последующей стадии созданный условный рефлекс
закрепляют, достигают более четкого выполнения, образуют навык. Наконец, в
третьей стадии дрессировки вводят различные усложнения, отвлекающие
раздражители. Воздействие дрессировщика на собаку усиливается при помощи более
угрожающего тона команд, применения более сильных механических раздражителей.
Последующей тренировкой и шлифовкой приема достигают окончательного закрепления
навыка, доводят его выполнение до безотказности.
Главным и основным раздражителем для собаки является ее дрессировщик. Он
воздействует на собаку голосом, движениями, жестами, внешним видом, меняющимся
выражением лица, запахом. Собака улавливает даже незначительные оттенки голоса,
интонации, незаметные изменения настроения дрессировщика и реагирует на них.
Поэтому, начиная работать с собакой, дрессировщик обязан на время забыть все
свои неприятности, чтобы его состояние не влияло на работоспособность собаки.
Дрессировщик должен уметь владеть
собой, голосом, мимикой, быть своеобразным артистом театра одного зрителя —
собственной собаки.
Команды нужно произносить
спокойным приказным тоном. При правильной работе собаки интонация должна стать
ласковой, ободряющей. При ошибке или нежелании выполнить задание команда должна
быть повторена твердым, чуть повышенным тоном, с угрозой в голосе. В случае
продолжающегося неповиновения необходимо применять безусловный раздражитель,
принуждение — рывок, резкий нажим или удар.
Для выработки безотказного
выполнения приказа в дрессировке применяется принуждение, для прекращения
нежелательного действия — запрещение. Запретительная команда «фу» всегда
подается в угрожающей интонации, причем подать эту команду нужно точно в момент
совершения нежелательного действия. Вслед за резкой командой «фу» необходимо
сильно дернуть собаку за поводок, т. е. оказать на нее сильное механическое
воздействие.
Работая с собакой, нужно
внимательно следить за ее физическим и психическим состоянием, не причинять ей
случайно болевые ощущения — задевать поводком за голову, наступать на лапы во
время хождения и поворотов. Нельзя путать команды, заменять их неуставными
выражениями, слишком часто применять запрещающую команду, сопровождать ее
неадекватно сильным физическим воздействием или же забывать применить
безусловный раздражитель.
Важен пор я до к применения
р а з д р а ж и т е л е й. Сначала подается условный раздражитель
(команда, жест), затем должен следовать безусловный (нажим, рывок) и после
выполнения приема — подкрепляющий раздражитель — лакомство.
Идя на дрессировочную площадку,
лакомство нужно подготовить заранее. Это могут быть мелкие кусочки сухарей,
ломтики печенья, кусочки колбасы, изрезанные кусочки мяса, сыра, хлеба.
Лакомство надо хранить и левом кармане, либо в сумочке, висящей на левом боку
дрессировщика. Давать лакомство нужно с открытой ладони, а не из пальцев.
Нельзя бросать лакомство на землю, перед собакой.
Для дрессировки необходим специальный
и инвентарь — крепкий кожаный или брезентовый ошейник, поводок длиной 1,5 м с крепким карабином,
поводок 12 м
(можно шнур) с карабином, намордник. Намордник должен быть подобран по размеру.
Собака в надетом наморднике должна иметь возможность открыть рот. Широкий
намордник необходим южнорусской овчарке, черному терьеру, так как туда должны
поместиться усы и борода и не мешать собаке. Необходим для занятий и строгий
ошейник-парфорс, у которого нужно загнуть шипы, находящиеся против горла
собаки.
Уже прием хождения может оказаться
довольно трудным для собаки. Если подвижные, возбудимые собаки тянут вперед, то
собаки, обладающие флегматичным характером и инертной нервной системой, часто
просто не хотят двигаться с места. Но требуется, чтобы собака ходила у левой
ноги дрессировщика,
четко делала повороты, меняла темп
движения вместе с дрессировщиком, садилась у ноги, когда дрессировщик
останавливается. На собаку одевают два ошейника — мягкий и строгий, поводки от
обоих ошейников находятся в руках у дрессировщика. Перед движением
дрессировщик подает команду «рядом» и, дернув собаку за поводок, начинает
движение вперед. Упрямую собаку можно резко дернуть за строгий ошейник. Как
только она сделала шаг вперед, строгий ошейник необходимо отпустить. Поводки
должны свободно висеть. На каждую попытку отклониться от направления движения
дрессировщик отвечает командой «рядом» и рывком поводка. Как только собака
принимает правильное положение, поводки вновь провисают.
После рывка собака какое-то
время идет правильно. Тут ее нужно поощрить командой «хорошо» или
оглаживанием.
Не только на занятиях, но и на
прогулках нужно следить за, тем, чтобы собака шла на провисающем поводке. Рывки
поводком можно делать только после подачи команды «рядом». Не обязательно все
время водить на парфорсе, но периодически для повторения пройденного применять
его надо.
Движение с места нужно начинать
резко, активно, решительно. Подняв собаку, следует идти бодрым шагом. Для
каждой собаки нужно найти оптимальный для нее темп движения. Вялых собак
необходимо все время подбадривать. Попытки понюхать что-либо на земле должны
пресекаться командой «рядом» и рывками поводка.
Перед поворотами также подается
команда «рядом» в сочетании с механическим воздействием. Повороты кругом с
собакой выполняются через правое плечо. Лишь после того как собака научится
ходить на провисшем поводке и четко делать повороты в движении и на месте,
можно попытаться отстегнуть поводок.
Много труда требуют от дрессировщика
первоначальные приемы комплекса – «сидеть, стоять, лежать». Эти навыки
необходимы и их часто приходится применять. Кроме того, здесь тренируется
тормозной процесс, выдержка. Первичные навыки образуются у собак довольно
быстро, но перевести их из одного положения в другое по команде, да еще на
расстоянии, довольно сложно. Поэтому с собаками отечественных служебных пород
долгое время нужно работать на укороченных расстояниях, используя механические
раздражители. Команда должна быть подана властно и резко, механическое
воздействие должно быть сильным. Нельзя слишком часто подавать команды.
После выполнения команды «сидеть»
надо сделать паузу, после чего дать следующую команду «лежать». Если собака не
ложится, надо повторить команду, резко нажать левой рукой на холку, а правой за
парфорс потянуть вниз. Можно, нажимая на холку, собаку с преобладающей пищевой
реакцией поманить лакомством и таким образом заставить ее лечь. Необходимо
научить собаку ложиться не только из положения «сидеть», но и из положения
«стоять». Инертных животных заставить переменить положение трудно. Много дней
проходит, прежде чем собака отечественной служебной породы после применения
сильных механических раздражителей начинает выполнять команды. Команду «стоять»
следует повторять не только на площадке, но и во время чистки собаки, мытья лап
и т.д.
После того как у собаки отработана
выдержка в положении стоя, можно чередовать команды, отойдя от нее на длину
поводка. Не следует более шести раз чередовать команды. Например: «сидеть»,
«стоять», «лежать», «сидеть», «лежать», «стоять», «сидеть». Надо обязательно
менять порядок команд. Повторных команд нужно стремиться подавать как можно
меньше. Выдержки между командами должны быть 10—15 секунд. Нужно долго работать
на укороченных дистанциях, постепенно увеличивая расстояние между
дрессировщиком и собакой. Для тренировки выдержки поощрять собаку лакомством
нужно не сразу после выполнения приема, а через несколько секунд, постепенно
доводя этот отрезок времени до минуты и более.
Обучение собаки подзыву по команде
«ко мне» обычно особых трудностей не вызывает, если между дрессировщиками и
собакой установлен хороший контакт. Ласковая, веселая интонация, с которой
произносится команда, лакомство позволяют собаке быстро овладеть этим приемом.
Конечно, темп подхода среднеазиатских, кавказских и южнорусских овчарок
довольно медленный, поэтому поначалу их нужно подбадривать, стимулируя более
энергичные действия.
Большие трудности собаки
этих пород обычно испытывают при овладении навыком
аппортирования, так как большинство из них не имеет врожденной склонности
к аппортировке. Таких собак приучают к подносу аппортировочного предмета
методом принуждения. Начинают с мягкого предмета — гантельки, специально
сделанной из тряпок или чулок. Усадив собаку и подразнивая ее гантельной,
дрессировщик подает команду «апорт» и если пес не берет в зубы гантельку сам,
дрессировщик вкладывает ее в рот собаки насильно. При этом нужно не дать
животному выплюнуть предмет. Для этого собаку придерживают под челюсть, строго
повторяя команду «апорт! апорт!» Собака пытается выбросить предмет и тут надо
слегка похлопать ее под челюстью. Так делают до тех пор, пока пес не перестанет
выплевывать предмет.
В начале следует добиться того,
чтобы собака держала апорт несколько секунд, а затем подают команду «дай» и
подставляют руку под челюсть. Обязательно нужно успеть схватить предмет до
того, как он упадет на землю. Взяв апортировочный предмет, надо обязательно
ласково похвалить собаку и наградить ее лакомством.
После освоения команды «апорт»
можно попробовать скомандовать собаке «рядом». Вероятнее всего, при первом же
шаге она выплюнет апортировочный предмет. И тогда нужно опять, придерживая
челюсть рукой, заставить собаку продержать предмет в зубах несколько шагов.
Если это получится, дрессировщик должен не забыть выразить свою радость и,
вынув гантельку изо рта собаки, дать ей лакомство. Рано или поздно пес научится
ходить с аппортировкой в зубах. На следующем этапе можно класть гантельку на землю
и заставить животное брать ее с земли. Лишь после этого можно переходить к
посылу собаки за аппортировочным предметом.
Иногда бывает, что упрямый пес не
отдает взятый в зубы аппортировочный предмет, тогда левой рукой нужно
подтолкнуть верхнюю губу собаки под зубы и слабо нажать. От боли собака откроет
рот и в этот момент остается только успеть подхватить предмет, не дав ему
упасть на землю.
Многие собаки не любят мокрые,
грязные, обслюнявленные аппортировочные предметы. Лишь научив собаку подносить
мягкий аппортировочный предмет, можно заменить его деревянной гантелькой.
Ношение в зубах разнообразных предметов из стекла, дерева, различных
сумочек, ключей, бутылок отечественным овчаркам, вероятно, несвойственно. Среди
черных терьеров могут встретиться отличные аппортировщики, что зависит от того,
какие гены передали потомку исходные породы.
Полоса препятствий, с которой так
блестяще справляются собаки более сухого типа сложения, для грозных
отечественных пород собак может представлять серьезное затруднение.
К этим собакам нужен индивидуальный подход — неспеша и осторожно надо давать
им прыгать, лазать по лестнице, ходить по буму. Эти собаки более других
нуждаются в страховке. Начинать занятия по прыжкам следует с невысоких барьеров
(60 см
высотой), постепенно увеличивая высоту до 1 — 1,2 м. Затем необходимо
надолго задержаться на этой высоте до тех пор, пока собака не станет легко
преодолевать ее. Следует учитывать, что если собака живет на приусадебном
участке, то обучать ее прыжкам через препятствие нежелательно, так как после
обучения она может легко перепрыгнуть ограду, чего допускать нельзя. (Моё
личное мнение – не надо вообще учить прыгать кавказскую овчарку, как
говориться, от греха подальше! - МР).
По буму иногда приходится
вести собаку принудительно, подпирая ее плечом. Но лучше начинать с более
широких низких бумов с широкими наклонными досками.
Лестница поначалу также должна
быть более широкой и пологой и, конечно, крепкой — не шататься под тяжестью
собаки. Подъем по лестнице многим собакам дается легче, чем спуск. На спуске
животное нужно подбадривать спокойно, но твердо, вынуждая его сойти вниз.
Очень важно, чтобы собака не
подбирала корм с земли и не брала его из рук посторонних. При отработке этого приема
нужны помощники. Дрессировщик привязывает собаку или держит ее на коротком
поводке. Помощник с лакомством в руках подходит к собаке, окликает ее и
показывает лакомство. Как только собака потянется к лакомству, дрессировщик
командует «фу» и делает рывок поводком. Сильную, жадную к пище собаку, на
которую рывок не действует, помощник ударяет по морде рукой, в которой держит
лакомство.
Тем же способом дрессировщик
прекращает попытки собаки съесть разбросанный по земле корм. Со временем собаку
можно оставить привязанной на длинный поводок. Помощник подбрасывает ей кусочки
корма, а дрессировщик прекращает попытки съесть корм запрещающими командами из
укрытия.
Для того чтобы собака не брала из
рук посторонних лакомство, нельзя разрешать посторонним подкармливать ее.
Нельзя допускать бродяжничество собаки. На площадке нужно подобрать с земли все
кусочки корма, оставшиеся после предыдущего занятия.
Часто допускаются ошибки при приучении собаки к выстрелам.
В этом случае, как и при отработке других навыков, нужна постепенность. Нельзя
сразу стрелять близко от собаки. Даже не очень сильный, но неожиданный звук
выстрела может надолго вывести собаку из строя. Стреляющему нужно учитывать,
что звук выстрела, отраженный от стен окружающих зданий, может восприниматься
собакой как очень сильный. Поэтому прежде, чем стрелять, необходимо подумать,
не принесет ли выстрел больше вреда, чем пользы. Если есть тир, то хорошо во
время тренировок стрелков, проводить собаку возле него, с каждым днем все
ближе.
Элементы защитно-караульной службы
более естественны для собаки, чем приемы общего курса дрессировки. Первый из
этих элементом выборка вещи. Собака должна уметь по приказу выбрать, вещь из
нескольких других. К выборке нельзя приступать, прежде чем не будет отработан
навык аппортировки любых вещей. Если собака плохо выбирает, то это вовсе
не значит, что у нее плохое обоняние. Обоняния собаки вполне достаточно, чтобы
выбрать вещь соответствующего запаха. Мешает выборке торопливость, стремление
схватить любую вещь. Это особенно характерно для легковозбудимых собак. Процесс
обнюхивания предлагаемой вещи возбуждает их настолько, что они хватают любую.
Флегматичные отечественные овчарки
работают спокойно, но при этом важно показать собаке, как рад дрессировщик, что
вещь выбрана правильно, чтобы заинтересовать ее. Интонация команды «нюхай»
должна быть веселой, задорной. Хорошим подготовительным упражнением является
выборка собственного аппортировочного предмета из группы аппортировочных
предметов других собак. Затем можно перейти к выборке вещи с запахом хозяина.
Когда вещь хозяина собака будет выбирать уверенно, можно перейти к выборке вещи
с чужим запахом. Выбираемый предмет всегда должен иметь свежий запах. Повторить
выборку более двух раз за занятие не рекомендуется, причем второй раз вещь
должна иметь тот же запах, что и первый. Лишь когда прием усвоен, можно вводить
усложнения — брать вещи, различные по величине, материалу, делать слепую
выборку, когда и дрессировщик не знает, какую вещь должен выбрать его питомец.
Собаки отечественных служебных
пород, как правило, обладают большой природной злобностью при общей инертности.
Поэтому прием охраны вещи часто со стороны выглядит неубедительно. Собака
обычно лежит возле вещи, не двигаясь. Главная задача дрессировщика — научить
собаку после броска возвращаться к охраняемой вещи. Задача помощника,
работающего в роли нападающего, состоит в том, чтобы раззадорить собаку и
заставить ее проявить свои охранные качества.
Для собак флегматичного склада
характера очень полезно овладевать навыками охраны вещи и задержания, не после
прохождения общего курса, а одновременно с ним. Ведь молодая собака более
подвижна, энергична. Этим и следует воспользоваться.
Необходимо воспитывать недоверие
к посторонним людям. Для этой цели нужны помощники, незнакомые
собаке. Помощник приближается к животному, окликает ее ласковым голосом, но как
только собака приближается к нему, замахивается. Если собака не обращает
внимания на помощника, тот наносит ей легкий удар. Дрессировщик же должен
возбуждать собаку к нападению на помощника. Активные действия собаки необходимо
поощрить голосом. Помощники на каждом занятии должны меняться. Повышают
настороженность собаки занятия и вечернее время, в лесу.
Неплохо, используя подражательный
метод дрессировки, показать молодой собаке работу опытного пса. Однако нельзя и
переусердствовать, подавить молодую собаку. Как только ее азарт начнет
ослабевать, помощник обязан прекратить нападение и, изобразив испуг, удалиться.
Подготовив молодую собаку таким образом, можно переходить с ней к
систематическим занятиям по защитно-караульной или караульной службе.
Отечественных овчарок, живущих в
сельской местности, все же нужно дрессировать и по пастушьей службе, даже если
они в чем-то и будут уступать таким прирожденным пастухам, как бордер-колли или
австралийский келпи. Скорее всего, у поколений собак, тысячелетиями живущих при
овечьих отарах, пастуший инстинкт в какой-то степени должен сохраниться.
Возможности же южнорусских овчарок, вероятно, выше, чем у овчарок азиатского
происхождения.
Пастушью собаку необходимо сначала
научить четко исполнять подход к дрессировщику по команде «ко мне» и прекращать
нежелательные действия по команде «фу». Затем вырабатываются следующие
специальные навыки: приучение к стаду (без особой команды), подгон отдельного
животного, отстающего от стада (команда «гони»), сбор, скучивание стада
(команда «кругом»), патрулирование и выравнивание фронта стада (команда
«вперед»), охрана загона или выпаса (команда «охраняй»), розыск животного,
отбившегося от стада (команда «ищи»).
Если есть возможность, пастушью
собаку обучают дополнительным навыкам: поворота стада вправо и влево (команда
«право», «лево»), освобождение стадом дороги для проезда транспорта (команда
«машина»). В местах, где появляются хищники, пастушью собаку приучают к охране
стада и от них.
Для того чтобы собака лучше
привыкла к стаду и животные не боялись ее, лучше чтобы служебная собака
со щенячьего возраста вырастала при стаде. Нельзя допустить, чтобы щенка
ударяли или бодали крупные сельскохозяйственные животные. Нужно, чтобы с
помощью пастуха щенок выходил победителем из всех столкновений с животными
стада.
В то же время следует пресекать
попытки щенка нападать на пасущихся животных, кусать их, гонять по пастбищу.
Для пресечения такого поведения используется запрещающая команда «фу» и
рывки поводком. Спокойное
поведение собаки поощряется лакомством.
Процесс приучения к стаду взрослой
собаки, выращенной в городе, проходит гораздо сложнее. Появление чужой собаки
настораживает стадо, часто животные пугаются ее. Поэтому первое время
дрессировщик должен держать собаку на поводке.
Большое практическое значение
имеет умение собаки подогнать отставшее животное. Дрессировка
собаки начинается с показа. Найдя отставшее животное, дрессировщик сам гонит
его к стаду. При этом он держит собаку на длинном (10—12 м) поводке, обращает
ее внимание на отставшее животное командой «гони» и жестом руки. Как только
животное подойдет к стаду, гон немедленно прекращают. Дрессировщик подзывает
собаку командой «ко мне» и дает ей лакомство. Так создается привычка прекращать
гон, как только животное подходит к стаду.
Обход собаки в о к р у г
стада необходим для тою. чтобы удержать пасущихся животных на
определенной территории, не дать им разбрестись. Обучение собаки начинают у
какого-либо сарая, сеновала, скирды, загона или иного сооружения. Взяв собаку
на поводок, дрессировщик обходит сооружение
кругом, подавая команду «кругом». Постепенно дрессировщик ослабляет
поводок, бросает его на землю, а сам отстает от собаки, повторяя команду
«кругом». Отставая от собаки, дрессировщик поворачивает обратно и быстро идет
кругом сооружения навстречу собаке. Встретив собаку, он поощряет ее
лакомством. Постепенно встречи собаки с дрессировщиком все более приближаются к
исходному положению. Наконец, дрессировщик остается на месте, а собака обходит
сооружение самостоятельно. При подходе собаки к дрессировщику, последний
поощряет ее лакомством, оглаживанием и командой «хорошо». Усложняя обучение,
дрессировщик меняет объекты, потом переходит к небольшим загонам с животными, а
затем к группам животных на выпасе.
Прием движения собаки по фронту
или флангам стада также необходим во время пастьбы. Собака препятствует слишком
быстрому продвижению пасущегося стада или же не допускает его
разбредания в стороны. Вначале прием отрабатывается вне стада, вдоль забора,
изгороди или других препятствий. При обучении собака, находящаяся на длинном поводке,
жестом руки и командой «вперед» понуждается к движению в указанном направлении.
Конечная точка движения в начале обучения намечается на расстоянии 100—150 м.
Постепенно это расстояние увеличивается. Дрессировщик все более и более отстает
от собаки. Собака, дошедшая до конечной точки, останавливается командой
«сидеть» или «лежать», а затем по команде «ко мне» подзывается к дрессировщику.
Овладев навыком движения вдоль забора или другого предмета, переходят к работе
у стада. Переход к работе у стада начинается с выполнения
приема на удлиненном поводке. Установив, что собака работает
правильно, не бросается на животных, дрессировщик переходит к тренировкам без
поводка. Овладев приемами обхода вокруг стада и движения по фронту, нетрудно
перейти к приему охраны границы пастбища по команде
«охраняй». По этой команде собака должна подогнать к стаду животных, вышедших
за границу пастбища. Дрессировщик, указывая жестом руки на животных,
переходящих границу, командует собаке «охраняй», а сам бросается к ним, отгоняя
их от границы.
Дрессировку по розыску
потерявшихся животных также начинают, держа собаку на длинном поводке. Заметив
отбившихся животных, дрессировщик командует «ищи» и показывает рукой
направление, посылая собаку зигзагообразно вправо и влево. Команда «ищи»
подается перед каждым поворотом. Дрессировщик с собакой постепенно подходит к
отбившимся животным и, увидев, что собака обнаружила их, выражает радость,
поощряет собаку. Потом переходят к обучению поиску без поводка. Во время обучения
дрессировщик в конце дня оставляет на пастбище сначала одно, потом несколько
животных. Обнаружив «пропажу» и продемонстрировав пород собакой свое волнение
по этому поводу, дрессировщик вместе с ней возвращается на пастбище и
разыскивает животных. Повторяя упражнения, меняя места «потери» и самих
потерявшихся животных, дрессировщик усложняет работу собаки, постепенно
переходя к розыску по следу.
Крайне важно поддерживать интерес
собаки к работе по розыску отставших животных. Каждое удачное обнаружение
должно поощряться лакомством.
Обучение командам «право» и «лево»
начинают на длинном поводке. Скомандовав «вперед», дрессировщик двигается вслед
за собакой, постепенно распуская поводок на полную длину. В движении подает
новую для собаки команду «право» и вытянутой правой рукой показывая направление
движения. Повернувшись, дрессировщик двигается в новом направлении. Собаку,
изменившую направление движения, дрессировщик поощряет возгласом «хорошо!».
После нескольких занятий, когда собака быстро и правильно исполнила команду
поворота вправо, дрессировку переносят к стаду. Как только собака повернется
вправо, необходимо окриками и щелканьем бича повернуть стадо в правую сторону.
После поворота стада подается знакомая собаке команда «гони». Потом занятия по
повороту стада вправо проводятся уже без поводка. Четко отработав повороты
вправо, следует начать дрессировку приема поворота стада в левую сторону по
команде «лево».
Для обучения собаки управлять
стадом на дорогах, необходимо использовать автомашину. Сначала нужно выработать
у собаки спокойное отношение к автотранспорту. По указанию дрессировщика
водитель выезжает навстречу идущему по дороге стаду. Подъезжая к стаду,
водитель должен перевести машину на самую малую скорость, подать сигнал.
Дрессировщик подзывает собаку к
себе и идет с ней навстречу автомобилю, командуя собаке «машина». Обогнав стадо
на 30— 50 м,
дрессировщик поворачивается лицом к стаду и идет с собакой впереди машины,
оттесняя стадо на правую сторону дороги (влево от себя). Действия собаки
одобряются командой «хорошо». Водитель автомашины ведет ее тихим ходом в 15—20
м за собакой, пока не минует все стадо. Если стадо разбивается на 2 потока по
обе стороны автомобиля, водитель должен остановить машину. В этом случае упражнение
надо повторить.
У собаки в результате дрессировки
должен образоваться навык выбегать вперед при появлении машины, поворачиваться
к стаду и оттеснять животных на правую сторону дороги. В ходе тренировок машины
надо менять. Использовать разные их типы, а также трактора и другую технику.
В местах, где не истреблены волки,
шакалы и другие крупные хищники, целесообразно держать при стаде несколько
крупных и злобных собак. Собак, охраняющих стадо, следует расставлять со
стороны, откуда может грозить опасность с учетом направления ветра, так как
хищники часто нападают против ветра.
Все приемы пастушьей службы хорошо
отрабатываются методом подражания. Поэтому желательно, чтобы у щенка был пример
работы более опытной, взрослой собаки.
Нельзя забывать и о стаде.
Дрессирорщик-пастух должен хорошо знать его, разбираться во внутригрупповых
связях животных, знать лидирующих особей, их характер и особенности поведения.
Нужно помнить, что стадо сельскохозяйственных животных, каким бы случайно
собранным оно ни казалось,— это группа высокоразвитых животных, очень быстро
устанавливающих сложную структуру взаимоотношений, имеющую свои закономерности.
Только зная эти закономерности, понимая стадо, можно стать хорошим пастухом и
при этом правильно использовать собаку.
Итак, в чем же состоят различия
поведения и характера использования четырех рассматриваемых отечественных
пород? Какую из них предпочесть? Большинство представителей каждой из четырех
пород обладают огромной физической силой и крепкой нервной системой, способной
выдерживать большие нагрузки. Это животное сильного уравновешенного типа высшей
нервной деятельности. Для их нервной системы характерен высокий порог
раздражимости, т. е. многие слабые раздражители не воспринимаются этими
животными и не вызывают ответной реакции. Среди отечественных овчарок более
возбудимыми являются южнорусские, менее возбудимыми — среднеазиатские овчарки.
Кавказские овчарки занимают промежуточное положение. Среди черных терьеров, в
зависимости от преобладающей наследственности разнопородных предков,
встречаются собаки с разным уровнем возбудимости. Среднеазиатские овчарки
обладают наименьшей подвижностью нервных процессов. Однако все породы
отечественных овчарок характеризуются взрывным характером и агрессивным
поведением, не вяжущимися с их медлительностью и малоподвижностью в спокойном
состоянии. Агрессивное поведение черных терьеров, во многом зависящее от их
происхождения, более приближается к поведению собак европейских служебных
пород.
Особенности высшей нервной
деятельности животных описываемых пород обусловливают их своенравие и
упрямство, что затрудняет дрессировку. Для них характерно безразличное
отношение к работе по ОКД и замедленное выполнение приемов. Среди черных
терьеров встречаются животные, проявляющие большую заинтересованность и активно
работающие по ОКД. При правильно складывающихся отношениях между собакой и
человеком представители всех четырех пород проявляют большую п
|