Воскресенье, 24.11.2024, 04:45
Племенной питомник кавказских овчарок
(свидетельство № 10551)
"Берег Иркута"
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Содержание
О КО [38]
Контакты
Владелец: Романова Маргарита Викентьевна

Телефон: 8 950 099 26 24

E-mail:
bereg-irkuta@yandex.ru

Адрес: 664519, Иркутский район, с. Смолещина, ул. Заводская, 5
Продажа щенков
Счетчик посетителей

счетчик посещений



 Каталог статей
Главная » Статьи » Советы » О КО

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

    На ранних этапах истории человек полностью отождествлял себя с животными и пытался общаться с ними при помощи доступных ему средств, прежде всего языка. Человек поклонялся многим животным, чувствуя их таинственность и силу. Следы этих отношений еще и сейчас можно видеть в фольклоре многих народов. С появлением религий люди полностью отделили себя от животных. Религии лишили животных главного человеческого качества — души. По отношению к животным не существовало понятия жестокость, ибо животное бездушно, поэтому его истязание и убийство не являются грехом и не подсудны.

    На животных стали смотреть либо как на средство получения мяса, шерсти, на тягловую силу, либо как на источник удовольствия, нахлебника, лишенного чувств и ощущений.

    Эти мировоззрения, распространенные и в наши дни, имеют глубокие исторические корни.

    С древних времен постепенно набирался опыт дрессировки животных. Однако методы дрессировки были чрезвычайно жестокими, так как считалось, что животное нужно укротить, сломать, заставить работать на человека. Книги по истории цирка, конного спорта, собаководства полны примеров такого отношения к животным.

    О поведении животных, о наличии у них чувств и характера писал известный немецкий зоолог и популяризатор Альфред Брем (1829—1884). Однако, описывая мир животных, А. Брем исходил из человеческого восприятия мира, он полностью приравнивал психику животных к психике человека, находя у животных такие качества, как жестокость, вероломство, дружелюбие, дальновидность. Его описание характеров и действий животных крайне очеловечены, антропоморфичны. Но все же в значительной мере он является родоначальником зоопсихологии.

    Зоопсихология изучает поведение и психику животных разных видов в сравнении друг с другом, а также в сравнении с поведением и психикой человека. С самого начала зоопсихология разделилась на два непримиримых направления — механицизм и антропоморфизм. Представители этих направлений, вероятно, ошибались в равной степени.

    Механицисты считали, что животное — это живая машина, а поэтому с ним можно делать что угодно, не обращая внимания на визг, который является не более чем скрипом плохо смазанного механизма.

Сторонникам же антропоморфизма животное представлялось человеком — существом, способным страдать, любить, мыслить, рассуждать и действовать абсолютно по-человечески.

    Большое значение для развития зоопсихологии имели работы Чарлза Дарвина и его эволюционная теория, обобщенная в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.). Эта работа показала, что человек тесно связан с животным миром и как представитель животного мира никогда не освободится полностью от власти законов эволюции. Работа Ч.Дарвина «Выражения эмоций у человека и животных» (1872) является по существу зоопсихологической. Ч. Дарвин указывал, что высшие животные обладают памятью, воображением и интеллектом.

    Среди зоопсихологов, изучавших поведение животных и его развитие, выделился ряд ученых, из которых хотелось бы назвать Э. Торндайка, психолога В. Келлера, русских ученых В. А. Вагнера, И. Н. Ладыгину-Котс, Н. Ю. Войтониса и многих других.

    Однако зоопсихологии в первой четверти XX века был нанесен чувствительный удар со стороны физиологической школы, главой которой был И. П. Павлов.

    Ученый боролся против очеловечивания психики животных, против антропоморфизма. Он весьма скептически относился к попыткам некторых психологов объяснить поведение животных чисто человеческими мерками и понятиями.

    И. П. Павлов разработал объективный физиологический научый метод изучения поведения животных и функций их мозга. Этот метод известен под названием метода условных рефлексов. Учение И. П. Наклона сразу же было взято на вооружение практиками-дрессировщиками. К сожалению, случилось так, что дрессировщики восприняли лишь одну сторону учения И. II. Павлова.

    Уяснив, что в основе поведения животных лежит рефлекторная деятельность высших отделов головного мозга, многие из них стали отождествлять животное с рефлекторной машиной. По сути своей многие дрессировщики стали на позиции механицистов. Учебники по собаководству в течение нескольких десятилетий продолжали подчеркивать мысль об отсутствии у высших животных не только зачатков интеллекта, но и простейших желаний, ссылаясь на авторитет И. П. Павлова.

    Однако И. П. Павлов не отрицал возможности существования у животных элементов мышления, но он был противником нефизиологического объяснения этого процесса, он был против того, чтобы экспериментатор давал объяснение поведению животных исходя только из собственных человеческих ощущений. Отношение к животному только как к примитивному механизму, отвечающему на раздражители, также было ему чуждо.

    После И. П. Павлова физиологический метод изучения мозга и поведения животных продолжал развиваться и совершенствоваться. На смену относительно простым приемам и приборам пришли современные методики и сложнейшие приборы.

    Физиологический метод исследования поведения животных позволил сделать крупные открытия. Но одновременно с физиологическим методом из старой зоопсихологии развился еще один метод изучения поведения животных — этологический (этос по-древнегречески означает поведение). Если физиологи и многие зоопсихологи старого типа изучали животных в лаборатории, то этологи начали работать в полевых условиях. Объектом их изучения стали животные в окружающей среде, в группе себе подобных. Этологов занимают развитие форм поведения в ходе эволюции животного мира, развитие поведения животного, начиная от его рождения и до смерти, влияние внешней среды на становление поведения в ранние периоды индивидуального развития, системы связи и общения в мире животных.

    Среди  этологов   выделились  такие   крупнейшие  ученые,как Нико Тинберген, Конрад Лоренц, Дэвид Мак-Фарленд. Большой вклад в дело изучения поведения животных внесли и советские ученые А.П.Промптов, Л.В.Крушинский, А. Д.Слоним, Ц. А. Фирсов и др.

    В какой-то мере в роли паблюдателя-этолога оказывается и любознательный собаковод, который не только дрессирует свою  собаку, но и проводит рядом с ней значительную часть жизни, пытаясь разобраться в ее потребностях, желаниях, поведении. Следует отметить, что поведение животных всегда мотивировано. У животных не бывает бесцельной деятельности, всегда существуют мотивы и причины, вызвавшие определенное поведение. Поэтому, анализируя поведение собаки, всегда нужно учитывать ее внутреннее состояние, действия окружающих людей, обстановку. Собаке свойственны желания, потребности, возникающие на основе инстинктов, каких-то воспоминаний.

    Как часто выйдя из дома на прогулку с собакой и предоставив ей самой выбрать путь, хозяин наблюдает ее колебание в выборе пути.

    Находясь дома, лежа в одиночестве на подстилке, собака далеко не всегда спит, не лежит бездумно, как неодушевленный предмет. Ее органы чувств неустанно работают, получая большую информацию извне. Человек даже не представляет себе, какое количество информации, не доступной ему, перерабатывает мозг собаки. Очень возможно, что в ее сознании вспыхивают и беспрестанно заменяют друг друга различные запаховые, слуховые, зрительные образы, вызывающие разнообразные желания, эмоции и формы поведения. В общем, собака — это живое существо со своим внутренним миром, причем далеко не бедным и не являющимся примитивной копией внутреннего мира человека.

    Наблюдая собаку, можно обнаружить у нее три основных типа поведения: инстинктивное, сформированное на основе обучения и элементарную рассудочную деятельность.

      из книги «Отечественные породы служебных собак» /Н.Г.Андрианова, В.М.Дубовская, Т.М.Иванова и др.; Сост. В.А.Калинин.- Спб. МП «Издатель» 1992.

    На ранних этапах истории человек полностью отождествлял себя с животными и пытался общаться с ними при помощи доступных ему средств, прежде всего языка. Человек поклонялся многим животным, чувствуя их таинственность и силу. Следы этих отношений еще и сейчас можно видеть в фольклоре многих народов. С появлением религий люди полностью отделили себя от животных. Религии лишили животных главного человеческого качества — души. По отношению к животным не существовало понятия жестокость, ибо животное бездушно, поэтому его истязание и убийство не являются грехом и не подсудны.

    На животных стали смотреть либо как на средство получения мяса, шерсти, на тягловую силу, либо как на источник удовольствия, нахлебника, лишенного чувств и ощущений.

    Эти мировоззрения, распространенные и в наши дни, имеют глубокие исторические корни.

    С древних времен постепенно набирался опыт дрессировки животных. Однако методы дрессировки были чрезвычайно жестокими, так как считалось, что животное нужно укротить, сломать, заставить работать на человека. Книги по истории цирка, конного спорта, собаководства полны примеров такого отношения к животным.

    О поведении животных, о наличии у них чувств и характера писал известный немецкий зоолог и популяризатор Альфред Брем (1829—1884). Однако, описывая мир животных, А. Брем исходил из человеческого восприятия мира, он полностью приравнивал психику животных к психике человека, находя у животных такие качества, как жестокость, вероломство, дружелюбие, дальновидность. Его описание характеров и действий животных крайне очеловечены, антропоморфичны. Но все же в значительной мере он является родоначальником зоопсихологии.

    Зоопсихология изучает поведение и психику животных разных видов в сравнении друг с другом, а также в сравнении с поведением и психикой человека. С самого начала зоопсихология разделилась на два непримиримых направления — механицизм и антропоморфизм. Представители этих направлений, вероятно, ошибались в равной степени.

    Механицисты считали, что животное — это живая машина, а поэтому с ним можно делать что угодно, не обращая внимания на визг, который является не более чем скрипом плохо смазанного механизма.

Сторонникам же антропоморфизма животное представлялось человеком — существом, способным страдать, любить, мыслить, рассуждать и действовать абсолютно по-человечески.

    Большое значение для развития зоопсихологии имели работы Чарлза Дарвина и его эволюционная теория, обобщенная в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.). Эта работа показала, что человек тесно связан с животным миром и как представитель животного мира никогда не освободится полностью от власти законов эволюции. Работа Ч.Дарвина «Выражения эмоций у человека и животных» (1872) является по существу зоопсихологической. Ч. Дарвин указывал, что высшие животные обладают памятью, воображением и интеллектом.

    Среди зоопсихологов, изучавших поведение животных и его развитие, выделился ряд ученых, из которых хотелось бы назвать Э. Торндайка, психолога В. Келлера, русских ученых В. А. Вагнера, И. Н. Ладыгину-Котс, Н. Ю. Войтониса и многих других.

    Однако зоопсихологии в первой четверти XX века был нанесен чувствительный удар со стороны физиологической школы, главой которой был И. П. Павлов.

    Ученый боролся против очеловечивания психики животных, против антропоморфизма. Он весьма скептически относился к попыткам некторых психологов объяснить поведение животных чисто человеческими мерками и понятиями.

    И. П. Павлов разработал объективный физиологический научый метод изучения поведения животных и функций их мозга. Этот метод известен под названием метода условных рефлексов. Учение И. П. Наклона сразу же было взято на вооружение практиками-дрессировщиками. К сожалению, случилось так, что дрессировщики восприняли лишь одну сторону учения И. II. Павлова.

    Уяснив, что в основе поведения животных лежит рефлекторная деятельность высших отделов головного мозга, многие из них стали отождествлять животное с рефлекторной машиной. По сути своей многие дрессировщики стали на позиции механицистов. Учебники по собаководству в течение нескольких десятилетий продолжали подчеркивать мысль об отсутствии у высших животных не только зачатков интеллекта, но и простейших желаний, ссылаясь на авторитет И. П. Павлова.

    Однако И. П. Павлов не отрицал возможности существования у животных элементов мышления, но он был противником нефизиологического объяснения этого процесса, он был против того, чтобы экспериментатор давал объяснение поведению животных исходя только из собственных человеческих ощущений. Отношение к животному только как к примитивному механизму, отвечающему на раздражители, также было ему чуждо.

    После И. П. Павлова физиологический метод изучения мозга и поведения животных продолжал развиваться и совершенствоваться. На смену относительно простым приемам и приборам пришли современные методики и сложнейшие приборы.

    Физиологический метод исследования поведения животных позволил сделать крупные открытия. Но одновременно с физиологическим методом из старой зоопсихологии развился еще один метод изучения поведения животных — этологический (этос по-древнегречески означает поведение). Если физиологи и многие зоопсихологи старого типа изучали животных в лаборатории, то этологи начали работать в полевых условиях. Объектом их изучения стали животные в окружающей среде, в группе себе подобных. Этологов занимают развитие форм поведения в ходе эволюции животного мира, развитие поведения животного, начиная от его рождения и до смерти, влияние внешней среды на становление поведения в ранние периоды индивидуального развития, системы связи и общения в мире животных.

    Среди  этологов   выделились  такие   крупнейшие  ученые,как Нико Тинберген, Конрад Лоренц, Дэвид Мак-Фарленд. Большой вклад в дело изучения поведения животных внесли и советские ученые А.П.Промптов, Л.В.Крушинский, А. Д.Слоним, Ц. А. Фирсов и др.

    В какой-то мере в роли паблюдателя-этолога оказывается и любознательный собаковод, который не только дрессирует свою  собаку, но и проводит рядом с ней значительную часть жизни, пытаясь разобраться в ее потребностях, желаниях, поведении. Следует отметить, что поведение животных всегда мотивировано. У животных не бывает бесцельной деятельности, всегда существуют мотивы и причины, вызвавшие определенное поведение. Поэтому, анализируя поведение собаки, всегда нужно учитывать ее внутреннее состояние, действия окружающих людей, обстановку. Собаке свойственны желания, потребности, возникающие на основе инстинктов, каких-то воспоминаний.

    Как часто выйдя из дома на прогулку с собакой и предоставив ей самой выбрать путь, хозяин наблюдает ее колебание в выборе пути.

    Находясь дома, лежа в одиночестве на подстилке, собака далеко не всегда спит, не лежит бездумно, как неодушевленный предмет. Ее органы чувств неустанно работают, получая большую информацию извне. Человек даже не представляет себе, какое количество информации, не доступной ему, перерабатывает мозг собаки. Очень возможно, что в ее сознании вспыхивают и беспрестанно заменяют друг друга различные запаховые, слуховые, зрительные образы, вызывающие разнообразные желания, эмоции и формы поведения. В общем, собака — это живое существо со своим внутренним миром, причем далеко не бедным и не являющимся примитивной копией внутреннего мира человека.

    Наблюдая собаку, можно обнаружить у нее три основных типа поведения: инстинктивное, сформированное на основе обучения и элементарную рассудочную деятельность.

      из книги «Отечественные породы служебных собак» /Н.Г.Андрианова, В.М.Дубовская, Т.М.Иванова и др.; Сост. В.А.Калинин.- Спб. МП «Издатель» 1992.

    На ранних этапах истории человек полностью отождествлял себя с животными и пытался общаться с ними при помощи доступных ему средств, прежде всего языка. Человек поклонялся многим животным, чувствуя их таинственность и силу. Следы этих отношений еще и сейчас можно видеть в фольклоре многих народов. С появлением религий люди полностью отделили себя от животных. Религии лишили животных главного человеческого качества — души. По отношению к животным не существовало понятия жестокость, ибо животное бездушно, поэтому его истязание и убийство не являются грехом и не подсудны.

    На животных стали смотреть либо как на средство получения мяса, шерсти, на тягловую силу, либо как на источник удовольствия, нахлебника, лишенного чувств и ощущений.

    Эти мировоззрения, распространенные и в наши дни, имеют глубокие исторические корни.

    С древних времен постепенно набирался опыт дрессировки животных. Однако методы дрессировки были чрезвычайно жестокими, так как считалось, что животное нужно укротить, сломать, заставить работать на человека. Книги по истории цирка, конного спорта, собаководства полны примеров такого отношения к животным.

    О поведении животных, о наличии у них чувств и характера писал известный немецкий зоолог и популяризатор Альфред Брем (1829—1884). Однако, описывая мир животных, А. Брем исходил из человеческого восприятия мира, он полностью приравнивал психику животных к психике человека, находя у животных такие качества, как жестокость, вероломство, дружелюбие, дальновидность. Его описание характеров и действий животных крайне очеловечены, антропоморфичны. Но все же в значительной мере он является родоначальником зоопсихологии.

    Зоопсихология изучает поведение и психику животных разных видов в сравнении друг с другом, а также в сравнении с поведением и психикой человека. С самого начала зоопсихология разделилась на два непримиримых направления — механицизм и антропоморфизм. Представители этих направлений, вероятно, ошибались в равной степени.

    Механицисты считали, что животное — это живая машина, а поэтому с ним можно делать что угодно, не обращая внимания на визг, который является не более чем скрипом плохо смазанного механизма.

Сторонникам же антропоморфизма животное представлялось человеком — существом, способным страдать, любить, мыслить, рассуждать и действовать абсолютно по-человечески.

    Большое значение для развития зоопсихологии имели работы Чарлза Дарвина и его эволюционная теория, обобщенная в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.). Эта работа показала, что человек тесно связан с животным миром и как представитель животного мира никогда не освободится полностью от власти законов эволюции. Работа Ч.Дарвина «Выражения эмоций у человека и животных» (1872) является по существу зоопсихологической. Ч. Дарвин указывал, что высшие животные обладают памятью, воображением и интеллектом.

    Среди зоопсихологов, изучавших поведение животных и его развитие, выделился ряд ученых, из которых хотелось бы назвать Э. Торндайка, психолога В. Келлера, русских ученых В. А. Вагнера, И. Н. Ладыгину-Котс, Н. Ю. Войтониса и многих других.

    Однако зоопсихологии в первой четверти XX века был нанесен чувствительный удар со стороны физиологической школы, главой которой был И. П. Павлов.

    Ученый боролся против очеловечивания психики животных, против антропоморфизма. Он весьма скептически относился к попыткам некторых психологов объяснить поведение животных чисто человеческими мерками и понятиями.

    И. П. Павлов разработал объективный физиологический научый метод изучения поведения животных и функций их мозга. Этот метод известен под названием метода условных рефлексов. Учение И. П. Наклона сразу же было взято на вооружение практиками-дрессировщиками. К сожалению, случилось так, что дрессировщики восприняли лишь одну сторону учения И. II. Павлова.

    Уяснив, что в основе поведения животных лежит рефлекторная деятельность высших отделов головного мозга, многие из них стали отождествлять животное с рефлекторной машиной. По сути своей многие дрессировщики стали на позиции механицистов. Учебники по собаководству в течение нескольких десятилетий продолжали подчеркивать мысль об отсутствии у высших животных не только зачатков интеллекта, но и простейших желаний, ссылаясь на авторитет И. П. Павлова.

    Однако И. П. Павлов не отрицал возможности существования у животных элементов мышления, но он был противником нефизиологического объяснения этого процесса, он был против того, чтобы экспериментатор давал объяснение поведению животных исходя только из собственных человеческих ощущений. Отношение к животному только как к примитивному механизму, отвечающему на раздражители, также было ему чуждо.

    После И. П. Павлова физиологический метод изучения мозга и поведения животных продолжал развиваться и совершенствоваться. На смену относительно простым приемам и приборам пришли современные методики и сложнейшие приборы.

    Физиологический метод исследования поведения животных позволил сделать крупные открытия. Но одновременно с физиологическим методом из старой зоопсихологии развился еще один метод изучения поведения животных — этологический (этос по-древнегречески означает поведение). Если физиологи и многие зоопсихологи старого типа изучали животных в лаборатории, то этологи начали работать в полевых условиях. Объектом их изучения стали животные в окружающей среде, в группе себе подобных. Этологов занимают развитие форм поведения в ходе эволюции животного мира, развитие поведения животного, начиная от его рождения и до смерти, влияние внешней среды на становление поведения в ранние периоды индивидуального развития, системы связи и общения в мире животных.

    Среди  этологов   выделились  такие   крупнейшие  ученые,как Нико Тинберген, Конрад Лоренц, Дэвид Мак-Фарленд. Большой вклад в дело изучения поведения животных внесли и советские ученые А.П.Промптов, Л.В.Крушинский, А. Д.Слоним, Ц. А. Фирсов и др.

    В какой-то мере в роли паблюдателя-этолога оказывается и любознательный собаковод, который не только дрессирует свою  собаку, но и проводит рядом с ней значительную часть жизни, пытаясь разобраться в ее потребностях, желаниях, поведении. Следует отметить, что поведение животных всегда мотивировано. У животных не бывает бесцельной деятельности, всегда существуют мотивы и причины, вызвавшие определенное поведение. Поэтому, анализируя поведение собаки, всегда нужно учитывать ее внутреннее состояние, действия окружающих людей, обстановку. Собаке свойственны желания, потребности, возникающие на основе инстинктов, каких-то воспоминаний.

    Как часто выйдя из дома на прогулку с собакой и предоставив ей самой выбрать путь, хозяин наблюдает ее колебание в выборе пути.

    Находясь дома, лежа в одиночестве на подстилке, собака далеко не всегда спит, не лежит бездумно, как неодушевленный предмет. Ее органы чувств неустанно работают, получая большую информацию извне. Человек даже не представляет себе, какое количество информации, не доступной ему, перерабатывает мозг собаки. Очень возможно, что в ее сознании вспыхивают и беспрестанно заменяют друг друга различные запаховые, слуховые, зрительные образы, вызывающие разнообразные желания, эмоции и формы поведения. В общем, собака — это живое существо со своим внутренним миром, причем далеко не бедным и не являющимся примитивной копией внутреннего мира человека.

    Наблюдая собаку, можно обнаружить у нее три основных типа поведения: инстинктивное, сформированное на основе обучения и элементарную рассудочную деятельность.

      из книги «Отечественные породы служебных собак» /Н.Г.Андрианова, В.М.Дубовская, Т.М.Иванова и др.; Сост. В.А.Калинин.- Спб. МП «Издатель» 1992.

Категория: О КО | Добавил: Garik (27.02.2011)
Просмотров: 1592 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Paint RuleZ Studio © 2024
On-line радио
Погода